Политическое ток-шоу «по-украински»
Головицкая А.А.
Политическое ток-шоу «по-украински»
Как приготовить политическое ток-шоу «по-украински»? Необходимо оформить студию как можно менее удобно для участников (так, чтобы было тревожно и дискомфортно), взять либо харизматичного, либо скандального ведущего, подобрать разнопланово протестных экспертов и приправить политической склокой. Мариновать часа полтора, затем … выбросить на помойку. Ведь в ток-шоу важен процесс, а не результат. Вернее, итогом является послевкусие после общего аромата готовки, которое выражается в показателях информационной активности, репутационных потерях или приобретениях политиков, узнаваемости экспертов.
Однако, несмотря на такую сомнительную привлекательность, политические ток-шоу пользуются популярностью в Украине.
People хавает
Жанр ток-шоу прочно укрепился и стал уже привычным в коммуникационном мире. Политические развлечения оставляют равнодушным редкого украинца, разве что лишь того, кто не смотрит телевизор вовсе. Говорит ли это о превалировании культуры развлечений над интеллектуальной составляющей, или политические игры настолько крепко вошли в информационный быт – варианты могут быть любыми. Однако факт остается фактом – пока политика в нашей стране проводится в показном сценическом формате, политические ток-шоу будут неизменными спутниками украинцев.
Именно поэтому, несмотря на излишнюю театральность, перспективным политическим лидерам редко удается избежать пытку/наслаждение ток-шоу. И если для одного такое участие может стать качественным стартом, то для другого стать риском упадка политической карьеры. Ведь простой, на первый взгляд, коммуникационно-дискуссионный формат может стать испытанием и для самого искушенного: тема, эксперты, время участия и реакция зрителей в виде «графиков доверия или поддержки» вносят свои коррективы в заботливо создаваемый образ.
Особенности ток-шоу
Ток-шо́у (от англ. talk show [tɔ:k ʃoʊ] — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. При этом, как правило, в студии присутствуют приглашённые зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение. В книге «Битлы перестройки» утверждается, что «с подачи Ивана Демидова в нашем языке появилось слово «ток-шоу» вместо „толк-шоу“» [1].
Появившись почти 50 лет назад в США благодаря случаю (в 1967 году, в ходе беседы Фила Донахью с героем одного из выпусков передачи «Шоу Фила Донахью», у него закончились вопросы, и он обратился к зрительному залу — вопросов оказалось больше, чем ожидалось – так и родилось первое в мире ток-шоу), ток-шоу, несколько видоизменившись, стали одним из наиболее известных феноменов современного информационно-медийного общества и, как и любое другое средство массовой информации и коммуникации, оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения большого количества людей [2]. А политические ток-шоу и вовсе считаются формирующими общественное мнение и отношение к политикам. Именно поэтому важно определить, на чем построена популярность ток-шоу, и какой формат более близок тому или иному политику, а также – как подготовить свое участие в политическом ток-шоу грамотно и эффективно.
Как и для хорошего спектакля, для ток-шоу важен сценарий, режиссёр, декорации и, конечно же, актеры. Разумеется, выступления участников ток-шоу спонтанны, но лишь отчасти, ведь в ток-шоу имеет место и импровизация, и подготовленность. Не стоит забывать о том, что над каждым ток-шоу работает команда сценаристов, продюсеры, режиссёр, дизайнеры – именно они задают внешние параметры общения. Ведущий же, в отличие от приглашенных гостей и зрителей студии, является работником телеканала, соответственно, его первоочередной задачей является проведение ток-шоу таким образом, чтобы оно было интересным для зрителей, динамичным и, желательно, выводило единственно верную точку зрения [2].
В целом, среди особенностей ток-шоу эксперты выделяют следующие:
- Режим включенности аудитории в беседу – будь то определение уровня поддержки спикеров, вопросы или видимость поддержки аплодисментами.
- Наличие различных точек зрения, склонность к четкому противопоставлению добра и зла. Ток-шоу настолько динамично, что зачастую зрителям бывает трудно сконцентрироваться на обсуждаемой проблеме и в конечном итоге они примыкают к одному (чаще всего к тому, что продвигается) из двух мнений, прибывая в полной уверенности, что это их собственное мнение, либо это мнение полностью совпадает с их.
- Нагнетание драматизма. Формат ток-шоу не подразумевает времени на размышление для зрителей, поэтому любое утверждение, взывающее к эмоциям, найдет живой отклик среди зрителей, и, скорее всего, они к нему присоединятся.
- Участники ток-шоу импровизируют частично, опираясь на подготовленные тезисы. Следует отметить, что чем искушеннее оратор, тем незаметнее его подготовленность к шоу.
В целом, все ток-шоу, и политические отнюдь не исключение, создают новую реальность и благодаря этому имеют ярко выраженный психотерапевтический эффект. Проговаривание общественных проблем, произнесение преувеличенно правильных слов и объяснение пути выхода из кризиса вызывают у зрителей дешевый катарсис, убеждая, что в мире, создаваемом телевизионными представлениями всех мастей, как в мелодраме, рано или поздно восторжествует справедливость [3].
Растущая популярность жанра телевизионного ток-шоу (наряду с другими формульными жанрами массовой культуры) свидетельствует о сдвиге ценностных ориентаций современного общества из сферы труда в сферу потребления, досуга и развлечений. Одновременно меняется характер самих развлечений: из камерных, индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, можно сказать – глобальные. Мы живем в обществе, где развлечение стало ходовым товаром, который поглощает избыток средств и свободного времени с одной видимой целью – приглушить страх перед небытием, деперсонализацией, грузом повседневных забот. Развлекаться в современном обществе становится социально необходимым. В современной культуре развлечение – это не просто индивидуальное занятие, набор предпочтений и ценностей и даже не только особый социальный институт. Это особый культурный код глобальной массовой культуры [3].
Украинские политические ток-шоу
Такой инструмент коммуникации как телевизионные политические ток-шоу является неизменным атрибутом и украинской политики. При этом, ожидаемый эффект от его использования зачастую видится политикам как панацея от неизвестности либо возможность сделать рывок в своей политической карьере. Конечно же, такое «всемогущество» становится еще более актуальным накануне выборов (благо, избирательные мероприятия в нашей стране происходят довольно часто), и молодые и не очень политики, вооружённые приблизительно схожими месседжами и планами, бросаются покорять избирателя посредством телевизионного спектакля.
Необходимо отметить, что украинские ток-шоу – развлечение не для слабонервных политиков. Для кого-то такой выход в свет софитов может дать старт карьере, а для кого-то оказаться губительным. Конечно же, многое зависит от формата политического ток-шоу, образа ведущего, приглашенных политиков, оппонентов, экспертов и журналистов. Однако, намного бОльшую роль играет непосредственно образ политика и его подготовка.
При подготовке к участию в политическом ток-шоу учитываются следующие особенности такого медийного формата в Украине:
- конфликтность и агрессивность, которые предопределяют общее направление речевого воздействия, отбор как вербальных, так и невербальных средств и приемов его выражения;
- желание очернить оппонента, которое непосредственно связано с необходимостью психологического воздействия на третьих лиц (слушателей/зрителей). А при наличии шкалы «доверия» такие манипуляции приобретают бОльший смысл;
- украинские политические ток-шоу – это не дискуссия с целью выработки стратегических действий, а способ поддержания политического образа «в теме», «в тренде»;
- украинские политические ток-шоу построены по модели «политического театра», а не «конфликт – консенсус».
Следует понимать, что ключевым ньюсмейкером на политическом ток-шоу выступает сам политик. Соответственно, в его компетенции может быть формирование рамок общения, все остальное, в случае отсутствия проверенных лояльных экспертов – не прогнозируемо.
Однако, даже при идеально подготовленном и продуманном выступлении политика на ток-шоу вероятны сложности, источником которых могут быть: приглашенные эксперты с ворохом каверзных вопросов (следует помнить, что экспертам, равно как и политикам, тоже необходимо быть «в тренде», демонстрировать своевременную точку зрения и показывать глубину изученности вопроса), ведущий с определенными целями и довольно внятными задачами, формат проводимой дискуссии и зрители в зале.
Украинские политические ток-шоу построены либо а) на харизме ведущего, либо б) на жестком противостоянии, которое лишь усиливается декорациями, светом, репликами экспертов и эмоциями приглашенных зрителей.
Позиционирование ключевых украинских ток-шоу.
В ходе анализа более детально были изучены следующие проекты: «Свобода слова», «Черное зеркало», «Право на владу», «Шустер Live».
«Свобода Слова» позиционирует себя как главное общественно-политическое ток-шоу. В программе обсуждается самая актуальная, самая горячая тема недели, события, «о которых трубят газеты и строятся новостные блоки телеканалов». Участниками программы становятся те, кто непосредственно вовлечен в события недели: известные политики, чиновники, ответственные за принятие важнейших решений в жизни страны, деятели культуры и просто граждане у «свободного микрофона». Главные герои «Свободы слова» – это всегда яркие личности, выражающие неординарные мнения, с жесткой позицией и умением отстаивать ее в споре.
Особенностями этого ток-шоу являются: харизматичный ведущий, голосование зрителей в студии и на сайте. При выступлении гостя у центрального микрофона (а следует отметить, что положение политика не из простых – один, открытый, без «защиты» и поддержки у микрофона, на выделенной красной стрелке) камера крупным планом фиксирует реакцию экспертов, оппонентов, находящихся по обе стороны от линии «ведущий – гость студии (политик)».
«Черное зеркало» позиционируется как «горячая студия дискуссий с Евгением Киселевым на Интере». Идею программы авторы позаимствовали в аналогичных проектах американского телевидения. Студия оформлена в виде площадки с эффектом «колодца» – зрительской реакции, на которой журналисты и гости обговаривают значимые вопросы и события, произошедшие в стране и мире за неделю. Дискуссии порой проходят в жестком формате, что, по мнению авторов ток-шоу, является конкурентным преимуществом перед такими проектами как «Свобода Слова» и «Шустер Live».
Особенностями «Черного зеркала» можно назвать изначально заложенное противостояние в самом формате ток-шоу, скандал как базовая задача, театральные декорации и свет.
«Право на владу» перешагнуло в применении театральных инструментов «Черное зеркало», применив закадровый, искаженный голос основного ведущего, которого не видно, но подразумевается его присутствие. Александр Моторный, который является по сути ведущим-модератором, называется как ведущий проекта. «Право на владу» позиционируется как ток-шоу нового формата, в котором принимают участие четыре известных политика (чиновника), которые отвечают на не всегда удобные для них вопросы экспертов, журналистов и оппонентов, пытаясь отстоять свои претензии на власть.
Особенностями «Право на владу» является площадка, больше напоминающая ринг (только для четверых), большое количество дополнительных экранов для усиления эффекта, положение экспертов практически наравне с гостями студии – они являются вроде бы как «голосом народа», но не поддержкой политикам.
«Шустер live» – политическое ток-шоу, которое в целом можно назвать классическим – удобная студия для гостей, располагающая к беседе, коммуникация со зрителями, довольно большое количество аналитических материалов, визуальное сопровождение событий – существенно отличают продукт Шустера. В целом, Савика Шустера можно назвать основателем и законодателем культуры украинских ток-шоу.
Особенности «Шустер live» – качественный аналитический подход, харизма ведущего, видимость коммуникации с аудиторией как с основным потребителем информации ток-шоу.
Как принять?
Конечно же, персональная подготовка политика важна не менее чем формат ток-шоу, оформление студии и харизма ведущего. Помимо собственного владения обсуждаемой темой, политику нелишне учитывать следующие нюансы:
- Врагов и союзников необходимо знать в лицо. Информация о каждом присутствующем оппоненте/эксперте должна быть первой на столе у политика.
- Глубокое владение темой. Даже если кажется, что тема понятна и очевидна, следует более детально изучить подводные камни – во-первых, там может найтись «фишка» для персонального выступления, а во-вторых, избыток информации лучше, чем недостаток.
- Проработка коммуникационных навыков. Ток-шоу отличается от интервью, комментариев и даже банального общения с избирателями. Это формат, в котором политик доказывает свою состоятельность, а поэтому дополнительная отработка инструментов влияния на аудиторию, успешной коммуникации, а также проработка навыков «черной риторики» будет абсолютно не лишней.
- Внешний вид должен соответствовать общему стилю программы и персональному образу политика. Не нужно пытаться слишком выделиться, однако в то же время желательно иметь отличительную особенность.
- Пресс-служба политика должна быть активно вовлечена на время проведения ток-шоу в работу. Комментарии политика, фото, видео, врезки должны оперативно появляться в информационном пространстве. В конце концов, ток-шоу – это же еще и информационный повод.
Растущая, а в некоторых случаях – неугасающая, популярность политических ток-шоу ставит перед политиком обязательную задачу – быть готовым к дискуссии такого формата. Очевидно, что современное общество более лояльно именно к развлекательному формату «употребления» политики – и тут политические лидеры и будущие политики могут лишь подстроиться под запросы, нежели навязывать свои форматы.
Литература:
- Ток-шоу. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%BE%D1%83
- А.Ю. Салихов. Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепередач США. – Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
- Гмызина Э.В. Телевизионное ток-шоу как модель глобальной массовой культуры.
Популярное украинское политическое ток?шоу сняли с эфира за две минуты до начала передачи. Новости. Первый канал