Комиксы в политической рекламе и пропаганде
Карпинский А.В.
Комиксы в политической рекламе и пропаганде
С распадом СССР, после падения «железного занавеса», в Украину, как и в другие постсоветские республики, стали проникать элементы западной культуры. Одним из таких элементов стали комиксы – рисованные истории, рассказанные в картинках. Получив огромную популярность в середине ХХ века в США, комиксы стали мощным инструментом информационно-психологического воздействия, помогая формировать общественное мнение относительно происходящих событий в мире. Каким образом историям в картинках для детей удалось достичь такого влияния? Будут ли эффективны попытки формирования общественного мнения с помощью комиксов в Украине? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно углубиться в саму суть комиксов и их историю.
Изначально, комиксы (от англ. comic — смешной) появились в конце XIX века на страницах газетных таблоидов. В те времена это были просто короткие юмористические истории, рассказанные в картинках с помощью подписей. Со временем комиксы развивались, истории были все разнообразнее, появлялись различные жанры комиксов. Популярность их росла и в 1933 г. впервые появляется формат «книги комиксов». Таким образом, комиксы становятся самостоятельным произведением, а не дополнением к газетному таблоиду. Это дало толчок к дальнейшему развитию, поскольку комикс сочетает в себе элементы
самостоятельного СМИ и развлекательного чтения [1, C.40]. К концу 30-х годов популярность комиксов достигла того, что начали появляться целые издательства, выпускающие исключительно комиксы. Так, в 1934 г. было основано издательство National Allied Publications (позже переименованное в Detective Comics), которое до сих пор является одним из крупнейших и наиболее популярных издательств комиксов. Важную роль в этом сыграло издание в 1938 году журнала Action comics, одна из историй которого посвящена приключениям Супермена.
На фоне существующих популярных жанров комикса: детективных, романтических, комических, вестерна – история о супергерое становится настоящей сенсацией. Уже через полгода комиксы о приключениях супергероев расходятся многомиллионными тиражами, а к 1950 году численность тиражей доходит до миллиарда.
Что же стало причиной такой популярности комиксов о супергероях? В книге «Век супергероев» [1, C.55] одной из причин Д.Дмитриева называет наличие так называемой «двойной личности»: героической и повседневной частей образа. С одной стороны, он герой в маске, помогающий людям, а с другой – обычный человек, такой же, как и каждый из нас. Эта «бытовая» близость героя к читателю с одновременным наличием у него фантастических способностей становится определяющей для американского понимания смысла «героического».
Другой важной причиной популярности супергероев, стало время зарождения этого жанра: «великая депрессия» 30-х годов, начало Второй мировой войны – в период тотальной безработицы, преступности, нестабильности общества: люди искали способ отвлечься от печальной действительности. Но если читатель не мог ничего поделать с глобальными проблемами, то герои комиксов были постоянно «на острие атаки» и всячески боролись за мир и справедливость. Так, в Супермен и Бэтмен боролись против преступности, Капитан Америка воевал против нацистов во Второй мировой войне. С помощью комикса, читатель мог почувствовать себя причастным к этой борьбе, что и делало это жанр столь популярным в те тяжелые времена. Стоит ли говорить, что после окончания войны, популярность комиксов о супергероях в значительной степени спала, поскольку уменьшилась напряженность общества и герои комиксов, ставшие во время войны символом объединения американской нации, стали не у дел. Однако начало «Холодной войны» вскоре вернуло спрос на супергероев.
Третьей причиной популярности комиксов является все более распространяющееся так называемое «клиповое мышление» людей, особенность которого заключается в восприятии мира через короткие яркие образы и послания, например через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов [4]. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, образной информации. Комиксы как раз соответствуют этим особенностям клипового мышления, а ввиду все большего распространения такого вида мышления среди людей (особенно подростков)[5] – растет и популярность комиксов, как наиболее комфортного способа подачи информации для людей с таким видом восприятия.
Набирая популярность, герои комиксов обрели значительное влияние на читателей, ведь супергерои для многих из них стали настоящими кумирами. Это позволило с их помощью авторам и издательствам комиксов оказывать значительное влияние на формирование общественного мнения. Так, с 1940 года военная пропаганда постепенно становится основным идеологическим содержанием комиксов о супергероях. В них формируется образ США, как государства-победителя во Второй мировой войне, даже до вступления в саму войну. Через яркие, наглядные образы врагов формируются представления об угрозе, нависшей над страной. В марте 1941 года, более чем за полгода до вступления США в войну, начал выходить журнал комиксов Captain America Comics #1, на обложке которого изображен главный герой, бьющий кулаком в лицо самого Гитлера, прикрываясь от летящих в него пуль щитом (Рис. 2).
Несложно понять, что Капитан Америка здесь символизирует США и их военную мощь, о чем недвусмысленно намекает его псевдоним и костюм расцветки американского флага. Комикс же формирует представление о том, что главной целью Гитлера является захват США. Эту идею подтверждают карты географические карты Северной Америки с надписью «Планы на США». Таким образом формировалось общественное мнение, которое оправдывало бы вступление США в войну. Любопытный факт, что в представляемой в комиксах картине боевых действий, союзные войска почти не изображались, а советские вовсе были исключены. Читатель комиксов военного времени мог быть уверен, что американские герои сражаются с нацистами практически в одиночку. Во время «Холодной войны», супергерои комиксов нередко сражались уже против коммунистов, формируя негативное общественное мнение относительно СССР и поддержки курса американского правительства против «красной угрозы».
Если использование идеологической пропаганды в комиксах явление нередкое, то с политической рекламой дела обстоят иначе. Поскольку аудитория читателей комиксов чрезвычайно широкая, то издатели попросту не могут себе позволить использовать в них политическую рекламу: как известно, в США две основные политические партии – Демократическая и Республиканская, они пользуются приблизительно равной поддержкой среди населения. Это означает, что реклама одной из политических сил приведет к недовольству приверженцев оппонирующей партии, а это, в свою очередь, может негативно сказаться на продажах. Потому комиксы всегда считались «выше политики», и, как правило, не «опускались» до использования политической рекламы, ограничиваясь формированием общеамериканской идеологии.
Однако, стоит упомянуть, что в ходе предвыборной кампании 2016 года, в сети был широко растиражирован агитационный видеоролик, в котором актеры, сыгравшие в сверхпопулярных экранизациях комиксов, призывают американцев принять участие в выборах. И хотя напрямую никто из актеров не указывал на какого-то либо кандидата, их аргументы явно были направлены против кандидатуры Д.Трампа. Кроме того, сам ролик в сети распространялся под заголовком «Мстители против Трампа». И хотя в данном случае говорить об использовании политической рекламы непосредственно в комиксах не приходится, даже косвенное использование популярных персонажей комиксов обеспечило данному видеоролику миллионы просмотров.
Использовать нарастающую популярность комиксов в политической рекламе попытался «Рух за реформи»
во время предвыборной кампании в Киеве в 2015 г. По всему городу распространялись буклеты в виде комикса под названием «Город страха – Город Кличко». И название и стилистика комикса, выполненного в черно-белых тонах с элементами красного, явно создают аллюзию на популярную серию комиксов Ф.Миллера «Город грехов». Пытаясь дискредитировать действующего мэра Киева В. Кличко, создатели данного «комикса» изобразили градоначальника Киева коррумпированным, беспринципным негодяем, который обворовывает жителей города. Несмотря на высокое качество рисунков и полиграфии, ожидаемого эффекта от этих буклетов не последовало и на рейтингах Кличко они мало отразились, что позволило ему вновь стать избранным мэром Киева. Так почему же прекрасно выполненный в стиле популярного комикса буклет не смог заинтересовать читателя, в отличии от популярного оригинала? Причиной популярности «Города грехов» является его сюжет: весь цикл комиксов представляет собой сложно организованную последовательность притч с напряжёнными криминальными сюжетами и чётко выраженными нравственными посылами. Читатель сопереживает, пусть и не самым нравственно привлекательным героям, которые находясь среди циничного и жестокого окружения Города Грехов с неизбежностью демонстрируют самые сокровенные и глубокие человеческие качества.
В поделке же от «Руха за реформи» не нашлось ни толики смысловой нагрузки, ни намека на сюжет и нет героя, которому читатель мог бы сопереживать. Только лишь не всегда логично составленные обвинения политического оппонента в коррупции на фоне иллюстраций в стиле Ф.Миллера. Если заинтересовать такой буклет с комиксом способен, то заставить прочитать его дальше двух-трех страниц – едва ли. Лишенный всякого смысла и сюжета, данный комикс оказался для читателя всего лишь красивой оберткой с пустотой внутри и заслуженно отправится в ближайшую урну, несмотря на немалые затраты на его производство.
Важно понимать, что основная часть комикса – это сюжет, информация, которая интересна читателю. А изображения – это всего лишь способ передачи этой информации. С помощью комикса можно изобразить какие-либо достижения политической силы или кандидата, или же, как в случае с комиксами про супергероев, сделать персонажа комикса – кандидата – ближе к народу, показать что он такой же человек с такими же заботами, как и у читателя. Можно также изобразить в комиксе борьбу кандидата с насущными проблемами, будь то плохие дороги или коррумпированность чиновников. Юмор в комиксах также будет уместен, смешные истории наверняка понравятся читателю. Подобно тому, как на заре своей популярности, комиксы печатались в газетах, политическая партия может начать публиковать свои комиксы в агитационной газете, тем самым внося разнообразие ее и повысив привлекательность для читателя. Таким образом, вариантов использования комиксов в политической рекламе может быть великое множество, важно лишь понимать, что как и любая другая информация, комикс должен быть интересным для читателя, иначе он так и останется просто картинками в газете.
На фоне все большей распространенности «клипового мышления» у людей, комикс, как наиболее соответствующий способ подачи информации для такого типа мышления, – имеет поистине огромный потенциал, как средство психологического воздействия. Идеологическую составляющую в американских комиксах сложно преувеличить – что является ярким примером использования комикса в пропаганде. Однако стоит учитывать, что история популярности американского комикса длится с начала прошлого века, в то время как в нашей стране комиксы только начинают набирать популярность, потому подобного эффекта в ближайшие годы ожидать не стоит.
Список использованной литературы
- Дарья Дмитриева Век супергероев: Истоки, история, идеология американского комикса. – М.: Изотека, 2015 – 320 с.
- https://www.wikipedia.org/wiki/Action_Comics_1
- http://marvel.com/comics/issue/7849/captain_america_comics_1941_1
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Клиповое_мышление
- Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Топос, литературно-философский журнал, 23/09/2010. Интернет ресурс- http://www.topos.ru/article/7371
- http://goldenagecomics.org/wordpress/2011/04/06/captain-america-commie-smasher/
- http://glavcom.ua/publications/129473-%C2%ABgorod-straha%C2%BB.-u-klichko-pojavilsja-tainstvennyj-vrag.html
Свежие комментарии