Психологическая война: сознание под прицелом
Григорьев В.И.
Психологическая война: сознание под прицелом
Под психологической войной принято понимать деятельность органов одного государства, которое осуществляет психологическое воздействие на граждан другого государства ради достижения своих политических, а также иных, в том числе, и военных целей. В обыденном понимании психологическая война – это стихийное, неквалифицированное использование средств общения и механизмов социально-психологического воздействия одними людьми против других людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий для своего существования и деятельности [1].
Основными целями психологической войны является изменение в желательном направлении психологических характеристик людей (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом.
В противоборстве государств это – создание информации, которую получает политическое и военное руководство противоборствующей стороны и навязывания им фальшивой или бессодержательной информации, лишает возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать правильные решения [2].
В наше время во многих развитых странах осуществляется объединение в одно целое сил и средств психологического воздействия, предназначенных для достижения политических, идеологических и военных целей. Этот процесс приобретает разные формы в зависимости от исторических традиций, политических и экономических условий в той или иной стране.
Таким образом, психологическая война – это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик, а также групповых норм, массового сознания, общественных настроений в целом.
Психологическая война осуществляется путем применения психологических воздействий, то есть воздействий на людей, которые осуществляются с целью изменение идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных видов поведения [3].
Информационно-психологическое воздействие с целью оказания влияния на психику и поведение военнослужащих, и население противника применялось уже в вооруженных противоборствах в раннюю эпоху и в войнах рабовладельческих государств.
Так, в ходе войны с греками Ксеркс активно использовал для оказания воздействия на эллинов так называемую “пятую колонну”. В роли “пятой колонны” выступали жрецы Дельфов, занимавших персофильскую позицию. Они доводили до эллинов предсказания о неминуемом поражении. Впоследствии, когда греки победили, жрецы, чтобы оправдаться перед современниками и потомками, изобрели версию о “чуде”, якобы совершенном богами, помогшими дельфийцам внести решающий вклад в победу над варварами [4].
К одной из первых попыток обобщить накопленный опыт по воздействию на противника в выгодном для себя плане можно отнести известный трактат по военному искусству китайского полководца Сунь Цзы, который 500 лет до н. э обосновал основные способы и методы воздействия на неприятеля:
“разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника”;
“вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия”;
“подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности”;
“используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей”;
“разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны”;
“подстрекайте молодежь против стариков”;
“мешайте всеми средствами деятельности правительства”;
“препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах”;
“сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов”;
“посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения”;
“будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды” [5].
В рабовладельческий период опыт ведения боевых действий был обобщен в Индии в виде “Законов Ману”, в которых наряду с чисто военными вопросами излагались моральные основы войны. В соответствии с одной из рекомендаций “Законов Ману” воюющей стороне следовало активно “поощрять к мятежу тех из войск противника, кто склонен к этому”.
Дальнейшее развитие военного искусства неизменно сопровождалось совершенствованием форм информационно-психологического воздействия. Ко II веку относится использование такого самостоятельного приема информационно-психологического воздействия, как провозглашение справедливого характера войны своей стороны и несправедливого со стороны противника [6].
С наступлением христианства (а на Востоке – ислама) в ходе оказания психологического воздействия, значительную роль стал играть религиозный фактор. Особенно это проявилось в ходе идейного обоснования крестовых походов. Официально целью этих походов, организованных феодальными государями Европы и Папой Римским, было освобождение “гроба господня” в Иерусалиме. Эта версия удовлетворяла необходимость замаскировать истинные захватнические цели светских и церковных руководителей, их стремление овладеть легендарными богатствами Востока.
Наряду со стратегической линией церковной пропаганды, изображавшей агрессивные войны, как войны священные в ходе крестовых походов отрабатывались приемы, которые впоследствии стали типичными для психологической войны. К ним можно отнести дискредитацию противника путем распространения версии об их зверствах, разжигание разногласий между государствами Востока и т. д.
Не менее активно использовали каноны религии и мусульманские завоеватели, державшие своих подданных в состоянии перманентной “священной войны” (джихад, газават), в ходе которой догмы непримиримости к иноверию уживались с тактическими хитростями. Тем, кого стремились обратить в мусульманство, сулили различные привилегии, включая освобождение от налогов или рабства [7].
В феодальный период получил свое развитие метод пропагандистской фальсификации. В частности, для обоснования претензий на управление частью Римской империи в канцелярии римского папы Стефана III (VIII в.) был подготовлен документ о “донации” (даре). В ней преподносилась как подлинная версия о том, что еще в IV веке папа Сильвестр исцелил от проказы римского императора Константина, который превратил недавно еще гонимое христианство в государственную религию. “Благодарный за излечение Константин подтвердил права римского епископа как главы христианской церкви и передал ему верховную власть над городом Римом, Италией и западными провинциями империи, а сам удалился в свою новую столицу Византию (Константинополь)” [8].
Объектами воздействия в ходе психологической войны всегда есть люди.
Формы психологической войны – это способы реализации психологического воздействия, определяющие внутреннее содержание и внешние атрибуты психологической войны. Основными формами психологической войны является устная речь, влияние печатными и изобразительными средствами, методами радио и телевидения, в том числе интернет.
Психологические воздействия подразделяются на несколько видов, одним из которых является информационно-психологическое воздействие.
Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией. Цель воздействия – формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений; которые вызывают у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции [9].
Среди наиболее распространенных приемов психологической войны специалисты выделяют три основных.
Прежде всего, это психологическое давление. Это многократное повторение одного и того же ложного тезиса, ссылки на авторитеты в сочетании с различными спекуляциями (начиная от искажения цитат и кончая ссылками на несуществующие источники); манипуляция («игра») цифрами и фактами для создания видимости объективности и точности; тенденциозный подбор иллюстративного материала с упором на эффект «драматизирующего воздействия»; устрашающие «наглядные иллюстрации» пропагандистских взглядов и позиций и другие аналогичные приемы, рассчитанные на создание эмоционального дискомфорта и нейтрализацию способности человека рационально оценивать предоставляемую информацию. Именно по таким принципам осуществляется подача мировыми СМИ информации о Ливии, Ираке, Иране, Сирии.
Во-вторых, незаметное проникновение в сознание. Это реклама своего образа жизни, распространение «желательных» ценностей и стандартов массовой культуры через музыку, развлекательные телепрограммы, кинофильмы, через моду и т.д.
Наконец, третий прием – это скрытое нарушение и искажение законов логики. Сюда относятся подмена тезиса, ложная аналогия, вывод без достаточного основания, подмена причины следствием, тавтология и т. д. Психологическая война такого рода наиболее эффективна по отношению к малообразованным слоям общества, не всегда способным внимать рациональным аргументам и склонным слишком многое принимать на веру [10].
Как правило, информационно-психологическое воздействие осуществляется через средства массовой информации.
К средствам массовой коммуникации, помимо СМИ (телевидение, пресса, радио, интернет и т.д.) относятся также кинематограф, театр, все зрелищные мероприятия и литература, видеофильмы, компьютер, различные виды рекламы, видео и звукозапись и т.п., с помощью чего можно воздействовать на массовую аудиторию.
Средства массовой информации включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику индивида и масс с целью внедрения в подсознание психологических установок и формирования стереотипов поведения в бессознательном психики.
На информацию, поступающую из внешнего мира оказывает частичное влияние сам человек, а также среда обитания, которая формирует направленность его мыслей в спектре определенных знаний.
Информация, поступающая из окружающего мира, со временем будет переработана с задействованием глубинных слоев бессознательного, а также находящихся в бессознательном архетипов и стереотипов поведения, и далее эта информация перейдет в сознание в виде возникновения у человека определенных мыслей и как результат — совершения соответствующих поступков.
С помощью подобного рода воздействия происходит психологическая обработка не отдельного индивида, а индивидов, объединенных в массы. Если какая-либо информация поступает с помощью средств массовой коммуникации (телевидение, кино, интернет, газеты, журналы и проч.), то такая информация непременно целиком оседает в психике индивида. Оседает независимо от того, успело сознание обработать хотя бы часть подобной информации, или не успело. Запомнил ли индивид поступающую в его мозг информацию, или не запомнил. Сам факт наличия подобной информации уже говорит о том, что такая информация навсегда отложилась в его памяти, в его подсознании.
Во французской монографии «Психологическая война» (1954) указывается на это изменение роли прессы: «В пропаганде речь идет уже отнюдь не о том, чтобы открыто писать в газете или говорить в радиопередаче, что именно, согласно желанию пропагандиста, индивид должен думать или чему он должен верить. Фактически проблема ставится так: заставить такого-то и такого-то думать то-то или, точнее, заставить определенную группу людей действовать определенным образом. Как этого достигают? Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», — но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Этот психологический трюк называют стимулом. Как видим, пропаганда, таким образом, уже не имеет ничего общего с распространением идей. Речь идет теперь не о том, чтобы распространять идеи, а о том, чтобы распространять «стимулы», то есть психологические и психоаналитические трюки, который вызывают определенные действия, определенные чувства, определенные мистические порывы» [11].
Таким образом, выделяют три уровня воздействия на психику:
1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.
Реализация первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику [12].
Еще в первой половине 1930-х годов нацистскими теоретиками пропаганды сформулировано основные принципы эффективного влияния на массы, это:
– целесообразность избегать сложных, запутанных, штучных смысловых конструкций;
– весь пропагандистский продукт должен быть максимально примитивным и упрощенным, чёрно-белым, без полутонов;
– необходимо четко определить цель и ориентироваться на определенные социальные группы людей;
– необходимо гибко реагировать на аргументы оппонентов и своевременно упреждать, их не оставляя камня на камне от альтернативных взглядов и точек зрения;
– эффективным есть пропагандистский продукт, который влияет на эмоции, а не лишь апеллирует к разуму;
– тексты должны быть логически продуманными, но не обязательно логически изложенными;
– набор тезисов должен ограничиваться несколькими фразами, которые варьируются и повторяются в разных интерпретациях[12].
Исходя из вышеизложенного, обеспечение информационно-психологической безопасности должно стать одной из важнейших задач государственной политики, поэтому необходимо устанавливать государственные гарантии защиты человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий.
Литература:
- КрыськоВ.Г. Секретыпсихологической войны (Коммандос) – Минск., 1999.- 148 с.
- Основи інформаційного права України: навч. посіб./ В.С. Цимбалюк, В.Д. Гавловський, В.В. Гриценко та ін.; за ред. М.Я. Швеця, Р.А. Калюжного, П.В. Мельника. – К.: Знання, 2004. – 274 с.
- Богуш В.М. Інформаційна безпека держави. / В.М. Богуш, О.К. Юдін. – К.: МК-Прес, 2005. – 432 с.
- Геродот. История. В 9-ти кн. Л., 1972, стр. 26.
- Конрад Н.И. Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1950 г., стр. 43.
- Гуань Чжун. “Троецарствие”. Госиздат худ. лит., 1954 г., т. 1, стр. 71.
- Современные психотехнологии манипулирования /С. А. Зелинский/Интернет ресурс: http://psyfactor.org/lib/zln0.htm
- Черняк Е. Б. Химеры старого мира. М., 1970 г., стр. 10.
- Марущак А.І. Інформаційне право: регулювання інформаційної діяльності: навч. посіб. / А.І. Марущак. – К.: Скіф, 2008. – 334 с.
- Ольшанский Д.М. Основы политической психологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
- С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М., 2000 г. стр.148.
- Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М., Воениздат, 1983. – 288 с.
- Цибулькин В.В., Лисюк І.П. СС-Аненербе: розсекречені файли.- К., 2010.- 288 с.
Свежие комментарии